Голливудские студии хотят зарабатывать в интернете, кинотеатры против

Четыре крупнейшие студии Голливуда — Warner Bros, Sony, 20th Century Fox и Universal — решили вдвое сократить срок выхода своих фильмов в интернет-прокат, чем вызвали недовольство кинотеатров и режиссеров, сообщает в понедельник газета Guardian.

По системе, существовавшей до сих пор, фильмы можно было показывать в кинотеатрах в течение 120 дней после премьеры, и лишь после этого они поступали в распоряжение легальных интернет-сервисов вроде Netflix, откуда их можно было скачивать абсолютно легально за очень умеренную плату (в среднем 4–5 долларов). Новая система подразумевает, что фильм идет в кино два месяца, а затем становится доступен онлайн в рамках программы Premiere Video. Первый эксперимент «Сони» собирается поставить уже на этой неделе, предложив пользователям скачать вышедшую 70 дней назад комедию с Адамом Сандлером и Дженнифер Анистон «Притворись моей женой» (Just Go With It) за 29,99 долларов.


Согласно выкладкам студий, такой шаг абсолютно правомерен, поскольку 97% своих доходов от кинопоказов они получают именно за два первых месяца проката. Начав зарабатывать на онлайн-продажах, они смогут возместить убытки от изрядно сократившихся продаж DVD, а выручку пустить на кинопроизводство.

У кинотеатров другая логика: после первых 30 дней проката условия становятся для них более выгодными. Вдобавок, лишившись возможности крутить голливудские хиты в течение продолжительного времени, многие небольшие залы в маленьких городах вынуждены будут закрыться, опасаются представители кинотеатральных ассоциаций США. К ним присоединяются представители Великобритании, на которую, впрочем, новая программа пока не рассчитана.

В качестве ответной меры кинотеатры собираются наполовину урезать для Warner Bros, Universal, Sony и 20th Century Fox число и частоту демонстрируемых трейлеров либо потребовать от студий перераспределения своей доли в доходах от проката.

«Мы же не требуем доли от продажи попкорна. Вообще в технологической цепочке кинобизнеса появилось множество элементов, в которых собственно фильм не участвует. Экономика всей индустрии стремительно меняется», — отвечает пожелавший остаться неназванным сотрудник одной из студий, слова которого приводит Financial Times.

В будущем, по мнению опрошенных Financial Times и Variety экспертов, студии перераспределят рекламные бюджеты и с большей интенсивностью станут задействовать телевидение.

Изменение схемы вызвало резкий протест со стороны режиссеров.

«Кинопросмотр — исток всего. Если кинотеатры обеспокоены, то обеспокоен и я. Зачем стимулировать аудиторию к тому, чтобы пропускать самое лучшее и самое важное в фильме?» — цитирует Guardian слова Джеймса Кэмерона, автора самого кассового фильма всех времен и народов, «Аватара», породившего нынешний 3D-бум.

«Мы в сообществе создателей фильмов убеждены, что для студий и кабельных компаний настало время признать, что принцип проката, при котором относительно рано вводится video-on-demand, может нанести непоправимый ущерб финансовой модели, в рамках которой действует киноиндустрия», — говорится в коллективном заявлении, которое подписали сам Кэмерон, его бывшая жена, обладательница «Оскара» за «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу (Kathryn Bigelow), автор самых прибыльных в истории документальных картин Майкл Манн (Michael Mann), режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» Питер Джексон (Peter Jackson), снявший трех первых «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински (Gore Verbinski), а также создатель «Годзиллы» Роланд Эммерих (Roland Emmerich) и придмавший «Назад в будущее» Роберт Земекис (Robert Zemeckis).

Критика иного рода исходит от экспертов, указывающих на то, что платить 30 долларов за право на пару месяцев раньше увидеть Адама Сэндлера решится не всякий — тем более, что, подождав немного, можно купить за 15 долларов DVD или за 3–4 доллара взять тот же DVD в прокат.

Студии полагают, что для людей, у которых много свободного времени, video-on-demand не так важно, однако многодетная семья сможет достаточно серьезно сэкономить либо на билетах, если дети уже взрослые, либо на бэбиситтере, если их еще нельзя взять с собой в зал.

Кроме того, подчеркивает британский продюсер Стивен Марголис (Stephen Margolis), «киноиндустрии дан шанс избежать ошибок, которые сделала индустрия звукозаписи. Она должна смириться с реальностью и задуматься о нуждах потребителя». Одну из своих картин, «Без изъяна» (Flawless) с Деми Мур и Майклом Кейном (2007), он выпустил в онлайн-прокат раньше, чем в кинотеатры, чтобы узнать мнение зрителей.

По его словам, объем доходов, получаемых от легального скачивания видеоконтента из интернета, в последнее время очень быстро растет. В одной только Великобритании сумма более чем удвоилась — с 35 миллионов фунтов в 2009 годв до 78 миллионов в 2010 году.

В России, где пока более развито нелегальное скачивание фильмов, в последнее время также стали появляться сервисы, работающие по принципу video-on-demand. В частности, подобная услуга есть на сайте «Мосфильма». Существуют и специальные порталы — например, now.ru, запущенный холдингом «Газпром-медиа» и ТНТ, Omlet.ru, поддержанный МТС, и ivi.ru, принадлежащий компании Digital Access. В ассортименте таких сайтов представлены, прежде всего, сериалы и классика.

Новость на сайте «РИА Новости»